История русского рока

Русский рок берет свое начало в шестидесятых

Супер-группы Beatles, Rolling Stones и Deep Purple, а также, композитор Боб Дилан, оказали огромное влияние на мировую и на советскую эстрадную музыкальную культуру. Разница заключалась в том, что западные группы, начиная свою карьеру, пускались в свободное плавание, выбирая себе студии звукозаписи, которые наиболее их устраивали. В СССР дело обстояло гораздо сложнее. 

Практически в каждой школе, как в больших, так и маленьких городах, была своя рок-группа или вокально - инструментальный ансамбль или ВИА. Наиболее талантливые из ребят получали хорошее музыкальное образование и мечтали начать профессиональную карьеру. Вот тут и начинались сложности.  Дело в том, что официальные ВИА имели возможность записывать диски на студии, выступать с концертами, участвовать в телепрограмма, но не имели права исполнять собственные песни, если не являлись членами Союза композиторов. Рок–группы вынуждены были выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в провинциальных клубах. Через это прошли группы « Машина времени», « Славяне»,

« Скифы», « Скоморохи».

Рок в СССР

Цензура в то время была строжайшей. Можно было угодить под статью, за несанкционированные концерты.

Не взирая ни на что,  музыкальные группы в это непростое для отечественной  музыки время,  растут, как грибы. Появляются такие поистине замечательные коллективы как «Песняры», «Ариэль», «Веселые ребята», «ДДТ», «Земляне».

Удивительны лирические композиции этих групп: они просты и вместе с тем пронзительно - мелодичны. Неудивительно, что их любят и помнят до сих пор. Так и существуют параллельно в 70 –е годы ВИА и рок – команды, участники которых  частенько перебегают из одного лагеря в другой и обратно. 80-е годы знамениты тем, что в это время в Ленинграде появляется Рок клуб и даже начинают проводиться настоящие рок фестивали. Цель этих мероприятий – некое упорядочение  рок - движения, временами действительно выходящего из под контроля.

Появляется телепередача «Музыкальный ринг», в которой позволено выступать некоторым рок – группам. Накатывает вторая мощная волна русского рока:  буквально взрывают рок-олимп  группы « Кино», « Алиса» и др. Стиль их исполнения определяется как «нью – вэй». «Агата Кристи» начинает играть свою знаменитую психоделическую музыку. На пике популярности – «Наутилус Помпилиус» и  «Зоопарк».  Время идет, порядки в стране меняются. Рок – музыкантам даже удается принять участие в съемках фильмов, кстати, очень неплохих и ставших впоследствии культовыми (« Игла», «Асса», « Взломщик»).

Отдельные  ВИА и рок – группы до сих пор успешно выступают, собирают большие залы. Исполняют они и новые композиции, талантливые и профессиональные. Но почему – то неистовый восторг зрителей вызывают уже миллион раз прослушанные  песни.

Создается впечатление, что все самое лучшее музыканты создали именно в советское  время. Русский рок берет свое начало в шестидесятых...

В Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди этих групп были такие звёзды московского рока 1960-х, как «Сокол», «Скифы», «Скоморохи» и англоязычные «Славяне» (группы Александра Градского). Уже в 1965 году группа «Сокол» сочинила первую песню на русском языке. В 1962 году школьники Бари Алибасов и Михаил Арапов создали джаз-квинтет, который в 1965 году трансформировался в бит-квартет «Интеграл», где исполнялась джазовая музыка и композиции в стиле The Shadows и The Swinging Blue Jeans, сочинялись собственные твисты и рок-н-роллы.

"Сокол" — первая советская рок-группа

Группа была создана осенью 1964 года.

В состав участников кроме основателей коллектива Юрия Ермакова и Игоря Гончарука вошли клавишник Вячеслав Черныш и ударник Сергей Тимашов.

Менеджером группы стал тогда еще никому не известный Юрий Айзеншпис.

Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 1970-х на пластинках-миньонах выходили кавер-версии Beatles, а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий.

Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар.

В случае с иностранными авторами и исполнителями этого было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не всегда ограничивало, если группа была прикреплённой к отдельному ВУЗу или факультету, это давало возможность выступать на сцене.
В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму.

Гитара и незатейливый «бит» ударных — к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, — это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Для московской рок-музыки 1970-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 1980-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени», также хорошо были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 1970-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 1970-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург», тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 1970-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 1960-х годов, а потому игравших в более мягком и философском звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум».

 

Западная музыка в СССР

Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых попадались хиты западных рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса и Дина Рида. В конце 1970-х годов в СССР на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». 

В Прибалтике проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине и Тарту. 

Весной 1980 состоялся «Советский Вудсток» — фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда...

По следам тбилисского фестиваля на "Мелодии" был выпущен двойной виниловый альбом "Весенние ритмы, Тбилиси-80" с записями лауреатов.

© 2005-2020 Rock Auto Club