Rhythm & Blues

Ритм-энд-блюз

Ритм-энд-блюз – жанр популярной музыки, уходящий корнями в африканскую культуру Америки.

Этот стиль музыки появился в США приблизительно в 40-х годах прошлого века. Из названия этого стиля видно, что именно взяли за основу работавшие в нем музыканты.

На его становление оказали влияние и джаз, и госпел, но, именно классический блюз является его основной составляющей.

Rhythm & Blues стал связующим звеном между биг-бэндами 40-х, группами биг-бита конца 50-х и первыми исполнителями рок-н-ролла. Самые ранние рок-н-ролльные композиции  часто представляли собой ритмически аранжированные версии классических ритм-энд-блюзов. Характерной чертой стиля Rhythm & Blues является четкий ритм. Он далеко не всегда использовался в чистом блюзе, где главенствующую роль играли эмоции. Кроме этого, ритм-н-блюз строился исключительно на электрической основе. Это был стиль, который родился и развился в городской среде, где акустические иструменты уже вышли из моды.

One Bourbon, One Scotch, One Beer - John Lee Hooker
00:00 / 00:00

В это время на сценах американских городов появляются такие исполнители, как Little Richard, B. B. King, Muddy Waters, Chuck Berry, Bo Diddley, Fats Domino, Ray Charles, John Lee Hooker

В 50-60 годы новые стили рождались буквально на глазах, между исполнителями не было четкой разграниченности. Каждого из вышеназванных музыкантов можно смело отнести к двум-трем направлениям популярной музыки тех лет. Будучи музыкой черного населения Америки, ритм-н-блюз постепенно проникал и в белую среду. Уже к середине 50-х годов стиль стал повсеместно популярен, в первую очередь благодаря белым рок-н-рольщикам. Elvis Presley, Bill Haley, Stevie Ray Vaughan, Pat Boone, Buddy Holly сделали для ритм-н-блюза не меньше, чем для рок-н-ролла.

Одним из факторов рождения ритм-энд-блюза в негритянских кварталах послужила миграция исполнителей кантри-блюза с Юга на Север и Запад США, с ферм и плантаций в большие города, на заводы и фабрики. Блюз перекочевывает с сельских пикников в шумные бары, клубы и дансинги.

Так в Лос-Анджелес переселились известные блюзмены Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк – Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго – Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф.
Что же привлекло мастеров
кантри-блюза в большие города?

Дело в том, что к 30-м годам в США изменилась ситуация с развлекательной популярной музыкой. После того, как в быт вошел электропроигрыватель, заменивший механический патефон, все более широкое распространение получили грампластинки. Это явилось причиной почти полного вытеснения такого способа развлечений как домашнее музицирование.

Прежде в американских семьях, где имелись рояли или пианино, все бродвейские и голливудские шлягеры исполнялись в домашней обстановке, по печатным нотам, которые выпускались в большом количестве концерном музыкальных издательств «Tin Pan Alley», обычно сразу после выхода нового фильма или мюзикла. Но постепенно в закусочных, барах и даже аптеках появились джук боксы – пластиночные автоматы. Естественно, значительно расширилось производство пластинок, как для домашних электропроигрывателей, так и для джук боксов.

Ритм-н-блюз

В рок-музыке его американский вариант первыми взяли на вооружение английские группы The Rolling Stones, The Animals, The Kinks и чуть позже The Who, представлявшие собой ветвь, диаметрально противоположную той, на которой разместились The Beatles, The Hollies и подавляющее большинство новых английских групп. В дальнейшем зтот музыкальный стиль  претерпел «косметические» изменения и вернулся на родину в США.

Rollin Stone - Muddy Waters
00:00 / 00:00
Hoochie coochie man - Muddy Waters
00:00 / 00:00
Smokestack lightning - Howlin' Wolf
00:00 / 00:00
Boom boom - John Lee Hooker
00:00 / 00:00
Blind Love - Bi Bi King
00:00 / 00:00

Важная особенность ритм-энд-блюза - это его ритмическая основа

Прежде всего, это касается акцентов. Исполнители ритм-энд-блюза ввели ударения на слабые доли такта. Если до них все прихлопывания и притопывания в танцевальной и развлекательной музыке приходились, что более естественно, на начало такта – на первую и третью четверти, то в ритм-энд-блюзе акцент, подчеркнутый ударными, гитарой и другими средствами, сместился на вторую и четвертую четверти.

Отсюда и характер танца под такую музыку – танцующие делают основные движения как бы «поперек» ритма, на слабые доли такта. «Ударные слабые доли» стали ритмической основой рок-н-ролльных танцев и всех видов рок-музыки, базирующихся на ритм-энд-блюзе.

Если рассматривать ритмическую структуру более мелкую, от которой зависит сам «драйв» – в ритм-энд-блюзе она двояка.

Eсть примеры игры в триольном, свинговом ритме, унаследованном от джазовых биг-бэндов. В этом случае каждые две восьмые ноты исполняются не как написано в партитуре, не как равные по длительности, а «с оттяжкой» – первая нота затягивается, а вторая берется в последний момент и выходит короче. Именно этот прием называют свингом.

В музыке со свингом ритмической основой служит триоль, поэтому в такте на 4/4 получается не восемь восьмых, а неявных двенадцать, что придает музыке ощущение качания.

Можно встретить пьесы, где восьмые исполняются абсолютно ровно. В этом случае музыка приобретает моторный, механический характер. Такая манера, которую можно условно назвать «восемь восьмых», и легла в основу танца «твист», потеснившего в 1959 году рок-н-ролл.

Огромное влияние на ритм-энд-блюз оказала музыка стиля буги-вуги. Из нее пришли многие ритмические паттерны, монотонность, принцип повторяемости рисунков.

Буги-вуги – это манера игры, возникшая в XIX веке у пианистов, приглашенных играть на частных вечеринки лишь потому, что у хозяев не было денег на полноценный оркестр.

Она построена на том, что пианист, исполняя правой рукой основной мотив, левой сам себе аккомпанирует. И если в стиле «рэгтайм» левая рука «прыгает» с басовой ноты на аккорд, то в буги-вуги она исполняет сложные монотонные рисунки в нижнем регистре рояля, не меняющиеся на протяжении всей пьесы. Наиболее характерные из этих рисунков были заимствованы музыкантами ритм-энд-блюза в построении партий бас-гитары, а также в гитарном аккомпанементе.

© 2005-2020 Rock Auto Club