Британские рок группы

История британского рока

Girl - The Beatles
00:00 / 00:00

British Rock bands

Исходным годом в истории "британского рока" и всей рок-музыки следует считать 1957 год.

В середине 50-х гг. по обе стороны Атлантики молодежь была полностью поглощена стихией рок-н-ролла, в британской подростковой среде параллельно шло увлечение музыкой скиффл. Не имея возможности купить настоящие инструменты, английские юноши либо сами их конструировали, либо использовали, помимо обычной акустической гитары, разные подручные предметы, как то: стиральные доски, расчески, кастрюли, вместо баса - натянутую на палку веревку. По музыке скиффл представлял из себя причудливую смесь американского стиля кантри-энд-вестерн и британских фольклорных традиций. На этих же инструментах можно было исполнять и рок-н-ролл.

Скиффл-группы плодились с невероятной скоростью. Причем скиффл можно считать чисто британским явлением. Каждый из членов легендарной "ливерпульской четверки" имел предварительный опыт игры в различных скиффл-группах. Ключевым событием начала эпохи рока явилась историческая встреча в июле 1957 г. Джона Леннона и Пола Маккартни - в результате их объединения на базе ленноновской скиффл-группы Qarryman и начинается эра Beatles.

Скиффл, таким образом, следует считать одним из источников рока. Заработав на инструменты, многие парни из скиффл-групп к 60-м гг. превращались в профессиональных музыкантов бит-групп.

Другим "составным источником" рока является ритм-энд-блюз - музыкальное направление, сформировавшееся во второй половине 40-х годов, - исполняемый преимущественно черными музыкантами и культивировавшийся в США. В середине 50-х в Лондоне появились свои музыкальные коллективы, играющие ритм-энд-блюз. Прорывом в блюзовой монополии североамериканцев явилось в 1957 г. первое совместное выступление британского джазового певца Криса Барбера (Chris Barber) с маститыми блюзменами, приглашенными в Англию из-за океана для серии концертов.

В составе Chris Barber's Jazz Band был и Алексис Корнер (Alexis Korner).

Вклад А.Корнера в становление рок-музыки, несомненно, велик.

Созданный им в начале 60-х гг. Blues incorporated был первым в истории рок-музыки коллективом белых музыкантов, исполнявших на электроинструментах традиционный негритянский блюз. Его школу ритм-энд-блюза в разное время с 1962 по 1967 год прошли такие будущие звезды рока, как Mick Jagger, Brian Jones, Keith Richards, Eric Burdon, Eric Clapton, Paul Rogers, Robert Plant, John McLaughlin, Alice Cooper.

Таким образом, в двух городах Англии, в Ливерпуле и Лондоне, параллельно формировались две мощные музыкальные струи: бит-музыка, взращенная из скиффл, в Ливерпуле и британский ритм-энд-блюз в Лондоне. Эти две струи, слившись впоследствии в мощный поток, и дали в результате тот феномен, которым является британская рок-музыка.

В чем же отличие этого нового явления от того, что называлось рок-н-роллом?

Первое - это то, что в роке, а особенно в первой фазе его развития, в ансамблях, заимевших к 60-м гг. статус бит-групп, совершенно новую функцию обретает электрогитара, становящаяся как бы самостоятельным членом музыкального коллектива и своеобразным центром сценического действия.

Хотя электрогитара еще в 40-х годах и утвердилась в ритм-энд-блюзовых ансамблях, но ее подлинные возможности были продемонстрированы именно рок-музыкантами. Появление электрогитары можно расценивать как подлинную музыкальную революцию.

Начиная с Beatles, еще в составе Quarrymen Леннон и Маккартни к концу 1958 г. сочинили и исполнили уже около 50 своих песен, рок-му-зыканты сами сочиняют музыку и тексты, сами же и исполняют свои произведения. На кумиров же рок-н-ролла работали целые бригады: композиторы, авторы текстов, аранжировщики, аккомпанирующие составы, дирижеры и пр.

Ранний состав Beatles, набрав обороты уже к 60-му году, новый 1961 год встречает в ранге лучшего из более чем 350  бит-коллективов Ливерпуля.

Не прав был шеф авторитетной лондонской пластиночной фирмы "Decca", сообщивший после прослушивания пробной записи битлов, что звучание ансамбля оставляет желать лучшего и что вообще "группы гитаристов выходят из моды".

Он "не понимал" исторического процесса. Зато, благодаря неуемной энергии менеджера Битлз Брайана Эпстейна  и его гениальному чутью, мир узнал о Beatles, а через них узнал и что такое рок-музыка.

© 2005-2020 Rock Auto Club